Калабрия. Праздники

      Праздники в Калабрии являются настоящими встречами народа, которые передаются от поколения к поколению. Во всей этой совокупности народных культур, далеко не второстепенная роль принадлежит албанскому влиянию как раз в связи с чудесным культурным и языковом возрождением, отражающимся также в организации празднеств, которое сумело реализовать в течение последних десятилетий население "арбёреш" Калабрии.

      Невозможно перечислить здесь, хотя бы кратко, все праздники, так как их перечень оказался бы слишком длинным и, во всяком случае, не исчерпывающим. Достаточно сказать, что все города и поселки, а часто и их отдельные районы, отмечают каждый год день святого Патрона (покровителя) с большими народными праздниками, во время которых многие эмигранты пользуются случаем, чтобы вернуться хотя бы на несколько дней в свое родное село. Кроме того, многочисленные большие и малые горные и приморские поселения Калабрии празднуют каждый год день святой Богородицы, которую многие из них выбрали своей покровительницей. Эти тысячи больших и малых праздников, каждый со своими украшениями и иллюминациями улиц и площадей, ярмарками и фейерверками вписываются между тремя основными ежегодными праздничными периодами: Карнавал, Святая Неделя (Пасха) и Рождество. Наконец, в эту корону празднеств вплетаются праздничные обряды греческих и албанских поселений. 


Карнавал в Калабрии 

      Карнавал в Калабрии, более чем в других местах, представляет собой праздник шуток и веселья. Карнавал празднуется в течение трех дней: четверг на масленице, воскресенье и карнавальный вторник. Эти дни все еще хранят память о лукулловых банкетах прошедших времен и собирают вокруг богатого праздничного стола, особенно в горных селениях, обширные и веселые компании родственников и друзей; подаются блюда из свежей свинины, приготовленной самыми различными способами, и сопровождаемой отличным местным красным вином. Вечером, в городах и селах, улицы и площади становятся сценой для импровизированных маскарадов. Эти "маскарады" следуют почти всегда основной старинной традиции: мужчины одеваются в женские костюмы, а женщины - в мужские. В некоторых местечках все еще сохранился обычай устраивать народные фарсы по старинной канве Комедии Масок. Карнавал в таких фарсах представляется всегда как умирающий больной, вокруг которого суетятся толпы врачей, смешных и бесполезных. После смерти Карнавала устраиваются гротескные похороны, заключающиеся огромным костром, вокруг которого собирается все население. 


Святая неделя 

      Пасхальные представления носят хоровой и драматический характер. Речь идет о настоящих народных сборищах, в которых каждый район играет свою традиционную роль. В городе Катанзаро, с незапамятных времен, в пятницу вечером накануне Пасхи по центральному проспекту города, "корсо", организуется "нака", представление в костюмах, рассказывающее о трагическом восхождении на Голгофу Иисуса Христа перед его распятиям. 
Такие представления в память о Голгофе Христа многочисленны по всей Калабрии. Драматичны и впечатляющи, сохранившиеся в веках, ритуалы "Ваттиенти" (бичевателей), имеющие место в городке Ночера Теринезе (Ламеция Терме) в субботу вечером: группы кающихся, получившие благословение, с терновым венцом на голове, бичуют тело стеклянными шипами, крепленными на покрытую воском пробку, называемую "кардо"(репейник). 
Впечатляет коллективное участие и волнение, вызываемые различными представлениями "аффрунтата" или "кунфрунта", то есть встреча Богородицы в воскресенье вечером с воскресшим Иисусом Христом. 


Рождество 

      Празднование Рождества в Калабрии особо проникновенно и следует старинным традициям. Во многих калабрских местечках, как в Котронеи (пров. Кротоне), Серра Сан Бруно (пров. Вибо Валенция), Соверато (пров. Катандзаро) Рождество, как и Пасха, отмечаются представлениями народного театра (живой Пресепе) с настоящими актерами, которые рассказывают события рождения Христа так, как это рассказывается в святых писаниях. 


Албанские и греческие празднества 

       Наиболее древние и красочные празднества поселений албанского и велико-греческого происхождения в Калабрии приходятся на пасхальный период.

       В Чивите (пров. Козенца) между понедельником и вторником после Пасхи организуются "валье", национальные танцы населения "арбёреш", которые в течение пяти веков являются символом единства поселений албанского происхождения. "Валья" танцуется мужчинами и женщинами, сплетенными в расходящиеся и сходящиеся круги, одетыми в роскошные и яркие костюмы старинной традиции.

       В Караффе традиционные албанские танцы являются неотъемлемой частью свадебных обрядов. Вот наиболее значительные среди населенных центров Калабрии, в которых нашли убежище беженцы из древней Албании во время арабских набегов на их территорию: в провинции Козенца: Лунгро, Сан Деметрио Короне, Акуа Формоза, Фашинето, Чивита, Чердзето, Фальконара Албанезе, Монграссано, Санта Мария ди Финита, Рока Грека, Сан Бенедетто Улла-но, Санта Доменика Талао; в провинции Кротоне: Сан Никола дель Альто, Карфицци, Паллаго-рио; в провинции Катандзаро: Караффа и Джидзерия.

       Для поселений греческого происхождения, расположенных в южной части полуострова Калабрии, наиболее важным событием является ежегодная сходка населения в городке Бова, избранным их моральной столицей. Встреча этих общин спорного происхождения (Рольфе убежден в их велико-греческой матрице, другие же историки в византийской) представляет собой настоящий праздник с песнями и танцами и древнейшими театральными представлениями. Поселения греческого происхождения расположены в провинции Реджо Калабрия и занимают территории от Бова до Кондофури и от Роккафорте дель Греко до Рогуди.